vedmed: (Default)
[personal profile] vedmed
Честно говоря, ехать не собирался, но смогли уговорить - и правильно, что смогли. Был я в этом своеобразном городе давненько, но всё-таки был - есть с чем сравнить. Правда, в первый раз я приезжал, так сказать, "дикарём", а сейчас привезли на автобусе и с ночёвкой, провезли по всем святым местам, которые и составляют, собственно, самую суть и предназначение этого самого Верхотурья.



Ну а что не так? Ладно, когда-то город контролировал Бабиновскую дорогу - одно время вообще единственный нормальный путь за Камень, по которому в Россию переправляли "мягкое золото", тут и таможня стояла. Ну а теперь же это моногород, только градообразующеее предприятие тут не большой завод, как везде на Урале водится, а монастырь, огромный монастырь с мощами Симеона Верхотурского и еще монастыри поменьше


Выехали из Че не очень рано, в семь часов утра. Автобус был приличный вполне "турок", и это сразу порадовало - после ночного трансуральского трипа на китайском чуде я к этому виду транспорта отношусь осторожно. Но нет, турки выбрали правильных учителей - немцев, да и шасси MAN у него.



До Екатеринбурга долетели быстро - там всё отлично, реконструкция дороги идёт полным ходом, скоро-скоро по двухполоске поедем. ЕКАД проскочили по восточной части без пробок, повезло, ну а Серовский тракт давно уж нормальный, да ещё на тагильской развилке светофор поставили - это вообще отлично.

Погода с утра была так себе, да и прогноз не радовал, но к Верхотурью всё чудесным образом устроилось. Мы приехали на место нашего жительства (д/о "Актай", но про это отдельно и потом), пообедали, снова загрузились в наш автобус и поехали куда-то через город.





Миновали монастырь и кремль



по мосту пересекли Туру



Куда же едем? А в Меркушино, говорят - каждому русскому человеку должно быть это место знакомо, потому что русский - значит православный! Хм, ну ладно. Дело в том, что хор, с которым мы приехал, относится к Русскому культурному центру Челябинска, значит, что? Значит, к православию дОлжно относиться минимум с уважением. Вот и я в этом посте постараюсь не допускать явного богохульства, но без критики, пожалуй, не обойдётся - хоть и доброжелательной, да.

Как же так вышло, что в заштатном городе, которых вокруг полно, стоит монастырь с собором столичного масштаба, а на улицах запросто можно встретить лиц обоего пола в чёрных монашеских одеждах? Начнём издалека - процитирую официальную биографию Симеона Верхотурского с сайта епархии:

"Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692–1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября (25 по новому стилю) 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая – 18 декабря 1694 г., в день прославления).

В 1920 году мощи были опечатаны, а после изъятия в 1929 году из Свято-Николаевского монастыря они долгие годы скитались по краеведческим музеям Свердловской области. На территории монастыря на долгие десятилетия разместилась колония для несовершеннолетних преступников.

В декабре 1989 года Верхотурский Николаевский монастырь был передан Русской Православной Церкви, и в нем начала возрождаться духовная жизнь. Во время празднования 1000-летия Крещения Руси святые мощи праведного Симеона были переданы архиепископу Мелхиседеку, в то время возглавлявшему Екатеринбургскую епархию.

25 мая 1989 года мощи праведного Симеона Верхотурского торжественно при значительном стечении духовенства и верующих были внесены в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске (ныне Екатеринбурге). Этот день – 25 мая – стал церковным праздником – днем второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского.

24 сентября 1992 года после Божественной литургии в храме Всемилостивого Спаса честные мощи праведного Симеона Верхотурского величественным крестным ходом пронесли по улицам Екатеринбурга, после чего святыню повезли в Верхотурье. Так после 70-летнего изгнания и мытарств по музейным запасникам опальный святой был возвращен в Николаевский монастырь, в котором почивает и поныне."


Ну то есть непонятно откуда в здешних местах появился некий аноним - человек, впрочем, неопасный и даже блаженный - думаю, в те суровые времена жители верхотурских окрестностей были в массе своей людьми сложной судьбы, так скажем, поэтому поведение анонима вызывало у них вопросы - ну как если б интеллигент попал в рабочую слободку после получки, и это еще слабое такое сравнение. Тем не менее односельчане приняли Симеона и даже, наверное, гордились им - не у всех такой замечательный сосед найдётся. Ну дальше обычная мутноватая история с обретением мощей, а дальше всё, увы, предсказуемо - что за нетленные мощи в каком-то селе? А подать их в Верхотурье! Ну всё как у нас...

Тут всплывает фигура еще одного праведника - в городе Верхотурье Пермской губернии около Троицкого собора, в часовне святых Космы и Дамиана, находится весьма чтимая могила блаженного Космы.

"Блаженный Косма был родом из самого города Верхотурья и жил в конце ХVII - начале XVIII столетия. Он был родом из обывателей, носил фамилию Немтчинова (или Немтикова) и проживал в доме родителей. Его отец был переселенцем из Великого Устюга, а в Верхотурье занимался торговлей. Мать блаженного Космы была дочерью священника. С детства Косма страдал болезненностью ног и ходил на костылях. Юродствовать он начал с ранних лет; часто по ночам уходил из дома помолиться. Как и большинство юродивых, подвергался он преследованиям городских мальчишек. Однажды летом его видели убегающим от швырявших в него камнями преследователей. Встретившуюся ему на пути реку он тогда перешел «аки по суху».

Служб в храме Косма не пропускал и особенно сострадал бедным. Скончался блаженный 8 декабря 1680 года и погребен был в ограде Верхотурского собора. Над местом его погребения одна благочестивая вдова соорудила часовню. Блаженный явился ей во сне босой, в одной рубашке, в облике молодого человека лет двадцати пяти-тридцати, среднего роста, приятной наружности. Себя он назвал Космой и просил вдову накрыть могилу от скотины, которая ее попирает.

О времени успения блаженного Космы есть и другие сведения, говорящие о более поздней дате. Считается, что он участвовал в состоявшемся 12 сентября 1704 года перенесении из села Меркушинского в Верхотурский Николаевский монастырь мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Примечательно, что на древних иконах, где изображается перенесение мощей святого Симеона, среди участников торжества запечатлен юродивый на костылях.

Умер блаженный Косма тридцати-тридцати пяти лет от роду."


В общем, когда мощи переносили в Верхотурье, Косьма шёл со всеми, Разумеется, на костылях ему было сложновато это делать - поэтому раза три он просил бога о том, чтоб отдохнуть. И по его слову процессия тормозилась - а на этих местах потом церкви поставили

Вот одна - эта с тех еще времён стоит



Две другие - новодельные



Возле одной из них мы остановились - так совпало, что на этом месте Симеон любил рыбку половить



А теперь церковь





Кто ж эдакую красоту построил? Мда, однако...



И крест от Росселя



А место и вправду красивое - вот и [livejournal.com profile] shoorick со мной согласен



Но мы едем дальше - и вот оно, Меркушино!



Красиво тут



[livejournal.com profile] admiral_scheer, а?



Конечно, никакой дереянной церкви, в которой Симеон молился, давно уж нет - есть вот такой комплекс из двух храмов



Они соединены крытой галереей, а в том, что поменьше, есть полуподвальчик, в котором пустая могила, Симеона, конечно



Командуют тут монашки - тут подворье Ново-Тихвинского женского монастыря (который в Екб в Зелёной роще)

Ну тут еще пара фоток моих спутниц по путешествию - иначе заклюют, если не выложу :)





Тут нас сопровождающая начала подталкивать к автобусу, иначе, мол, опоздаем. Куда? На спектакль. Какой? А там узнаете :)

В общем, вернулись в Верхотурье - погода совсем разгуялась, хотел поснимать натуру, но пошёл со всеми вместе в театр, котрый прям внутри кремля, и называется просто - "Град".







Идём в кремль



Красота-то какая! Лепота!









Спектакль - в основе та самая история с перенесением мощей, вон костыли лежат



Не сказать, чтоб пиеса и режиссура вот прям шедевральны, потому что концовка натянута, монологи потырены у Островского, Куприна и еще кого-то - но актёры старались



В общем, местные понимают, какое уникальное и могучее оружие в виде этих самых мощей у них в руках - и это дело используют. Молодцы.

Вышел на улицу, а там еще лучше стало. Поснимал - вот стена новодельная, в прошлый раз её только при мне начали



Внутри кремля пустовато - подозреваю, что в начале XVIII века тут было куда оживлёнее



Ворота открыты, вышел за стену



Иду в сторону реки



Вот он - мост, котрый меня поразил в первый приезд!



Чистят русло



Красиво тут! Но нам пора ужинать и на базу.





Завтра продолжение с верхоглядством

Date: 2022-06-13 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Религия (https://www.livejournal.com/category/religiya?utm_source=frank_comment), Россия (https://www.livejournal.com/category/rossiya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2022-06-13 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitry-sasin.livejournal.com
Обладание мощами — дело выгодное. Вон в Покровском монастыре в Москве на мощах Матроны как построились.

Date: 2022-06-13 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Капитал!

Date: 2022-06-13 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] Константин Колокольцев (from livejournal.com)
какое тур агенство?сколько по деньгам?

Date: 2022-06-13 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] sharanskay.livejournal.com
Красивые места

Date: 2022-06-13 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] ygr.livejournal.com
Производит впечатление!

Date: 2022-06-13 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com
Красивое место. И свет прям суперский.

Date: 2022-06-13 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Ваще! В автобусе магистральном М7, сейчас E70 только про Матрону в субботний день и говорят.

Date: 2022-06-13 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
«Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но....».
Интересная тактика! Но историю тут кмк несколько провисает.

Date: 2022-06-13 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_ural). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2022-06-13 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] dzhiti.livejournal.com

Красиво!
А что за кладка на фото моста, слева?

Date: 2022-06-13 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lengvizd.livejournal.com

Надолго?

Date: 2022-06-13 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] admiral-scheer.livejournal.com
Да, красиво там. Жаль, что так и не сподобился побывать

Date: 2022-06-14 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
даже по телевизиру рекламируют образки с ликом Матрёнушки Московской — впрочем, там-то само собой

Date: 2022-06-14 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Никакое — спецрейс :) Недорого.

Date: 2022-06-14 01:27 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
просто повезло

Date: 2022-06-14 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
там вообще вся история шита белыми нитками и притянута за уши. Нам учиться и учиться надо еще у батюшек, как из ничего создавать сенсацию, а потом на этом зарабатывать :) Впрочем, то, что могло прокатить в XVII веке, щас может и не проканать. Или нет :)

Date: 2022-06-14 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
в воскресенье вечером уже дома был

Date: 2022-06-14 01:29 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Да, жаль

Date: 2022-06-14 01:30 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
это же скала береговая — я просто не дошёл на ту сторону, но вроде как [livejournal.com profile] makeev_dv снимал оттуда как-то. Надо у него глянуть

Date: 2022-06-14 01:30 am (UTC)

Date: 2022-06-14 02:08 am (UTC)
From: [identity profile] 4mz-strannik.livejournal.com
Места красивые, только боюсь зимой там не столь уютно, а зима там долгая... Как прекрасно видно разницу между старыми архитектурными формами и современным новоделом, как говорил один мой старый знакомый — "за что комсомольцы не возьмутся, всё равно гуано получается"... Отокары неплохие автобусы, но всё же не МАНы, постоянно в новостях слышу — в Турции разбился автобус с туристами... Хотя может это из-за стиля вождения самих турков

Date: 2022-06-14 02:11 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Зимой там как и везде на Урале :) — там же под постом есть подборочка ссылок на мою прошлую поездку, она как раз зимняя.

Отокар очень неплох, у водителя спрашивал.

Date: 2022-06-14 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] malyshev.livejournal.com
Красиво, черт побери. Я как-то не сподобился там побывать.

Date: 2022-06-14 02:39 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
А ведь из Краснотурьинска ездил тыщу раз мимо. Теперь точно пора скататься, приложиться к мощам нетленным — костыли и отбросишь прямо там!

Date: 2022-06-14 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] mike-y74.livejournal.com
>Вот он - мост, котрый меня поразил в первый приезд!

Да, хорош мостик.

Date: 2022-06-14 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Если соберется кто, то предупреждаю: в субботу там очереди на много часов.
Сам не бывал, но говорят.

Date: 2022-06-14 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Свят-свят-свят!! Я как-то более интересные места для посещений найду :)

Date: 2022-06-14 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Что-то подумалось — а есть ли особенные православные (ну или вообще религиозные) блогеры? Просто интересно. Не, так-то среди моих френдов есть парочка точно крепко так верующих людей, они там даже иногда про участие в крестных ходах пишут — а вот чтоб только именно про это?
Edited Date: 2022-06-14 04:57 am (UTC)

Date: 2022-06-14 05:02 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Блоггерство подразумевает некоторую легкость и даже легковесность, а тут канон. Причем почище чем в СССР.
Не получается хайповать, провоцировать, а что это за блоггинг?
Edited Date: 2022-06-14 05:03 am (UTC)

Date: 2022-06-14 05:03 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Ну мало ли, вдруг кто-то совмещает

Date: 2022-06-14 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Кстати вот религиозные туристы в Москве почти не путаются под ногами мешают прочим. Объекты их интереса лежат главным образом вне основных туристических маршрутов.

Date: 2022-06-14 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Ну, как-то так сложилось исторически, что всякие монастыри не всегда в городах, а если и в городе, то расположены компактно и за стеной :)
Edited Date: 2022-06-14 05:10 am (UTC)

Date: 2022-06-14 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] sam-glor.livejournal.com
надо вконтакте искать, там точно должны быть

Date: 2022-06-14 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
да я так, спросить :) В ЖЖ точно почти нет, тут мейнстрим либерально-вольнодумный

Date: 2022-06-14 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] isinda-bubuev.livejournal.com
говорят если лет 10 ежедневно потреблять чипсы с макдональдса,
мощи останутся нетленными лет 100!
Очень странный собор, 6 равновысоких, равноудаленных друг от друга колоколен вокруг главного купола?!?
Интересно кто спонсировал строительство, очень смахивает на турецкую традицию там 6 минаретов дозволено только мечети
за бабки султана, 4 принца, 2 губернатора, 1 общины...

Date: 2022-06-14 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Кто спонсировал, говоришь? :) Думаю, семья Романовых

Здание собора расположено в центре монастырской площади по диагонали к Преображенскому собору. Благодаря крупным размерам и ориентации на его объём главных городских улиц — Ленина и Малышева — собор является доминантой приречного участка исторической части города. Является образцом архитектуры русского стиля[3].

Построен по проекту пермского архитектора Александра Турчевича. Кирпичные и бетонные работы выполнены А. М. Балашовым. Штукатурные работы выполнены В. И. Рябовым. Покрытия поставил цинко-литейный художественный завод фирмы «Георг Поль». Отопление и вентиляция установлены фирмой «Залеский и Чаплин». Покрытие полов метлахской плиткой выполнялось через московский торговый дом «Кос и Дюрр». Фаянсовых иконостасы изготовлены «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Иконы на цинковых досках исполнены в «Мастерской художественно-живописной и иконописной работы С. К. Шварова с сыном». Интерьеры расписывал московский художник С. К. Шваров. Чугунная винтовая лестница (не сохранилась) отлита на Каслинском заводе[4]
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Собор_Воздвижения_Креста_Господня_(Верхотурье))

Edited Date: 2022-06-14 06:02 am (UTC)

Date: 2022-06-14 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
его регулярно починяют — заменяют сгнившие деревяшки

Date: 2022-06-14 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] isinda-bubuev.livejournal.com
ну тогда без вопросов, 6 минаретов тут по чину:)

Date: 2022-06-14 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Императорский храм :) Кстати, примерно в то же время и с таким же размахом построили собор в Новом Афоне, и даже чем-то похожи они

Image


Date: 2022-06-14 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] isinda-bubuev.livejournal.com
может деталями, ну тут сплошное живописное благолепие, и никаких равновысоких, равноудаленных колоколен/минаретов

Date: 2022-06-14 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
У меня ощущение, что вчера я этот пост видел с другим заглавием.

Date: 2022-06-14 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] admiral-scheer.livejournal.com
Я сейчас внимательно присмотрелся к светильникам с чугуниной. Интересно. Похоже, действительно индивидуальный проект. Так думаю, тобольский "Югор", наверное, постарался

Date: 2022-06-14 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Табличек там не было, но похоже на них

Date: 2022-06-14 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] admiral-scheer.livejournal.com
Так сам, поди, понимаешь — с чугуниной, с художественным литьём, работает мало кто. Сходу могу назвать Югор, да АрхиМет; причём, АрхиМет неплохо так забронзовел, цены за свою продукцию ломит только в путь

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 67 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 10:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios