vedmed: (Default)
[personal profile] vedmed
Каждому жителю Челябинска и, особенно, Тракторозаводского района, знаком топоним "Киргородок" — то есть Кировский, от Кировского завода.
Расположен он в самом сердце района, ограничен улицами Артиллерийской, 1-й Пятилетки, Горького и Карпенко.

Сегодня вводная часть с архивными материалами — фотографии будут, но потом. Соответственно, большой пост на Совархе будет тоже не сегодня.

Для привлечения внимания — типичное здание на Киргородке:






Киргородок на плане из ДубльГИСа




Из малотиражной газеты ЧТЗ "За трудовую доблесть" от 8 февраля 1945 года (картинка кликабельна и читабельна :)) (из собрания Татьяны Пушкарёвой, Музей ЧТЗ)



" ...руководством принято исключительное по своей важности решение: построить в 1945 году новый посёлок на площади между диспансером и трамвайным парком.
В состав посёлка войдут десятки двухэтажных домов. Около половины квартир составят "полуторки" (уже тогда, оказывается, было в ходу это слово ! - vedmed1969). Остальные квартиры будут иметь по 2 комнаты и небольшое число — по 3-4 комнаты. Во все квартиры будут проведены водопровод и канализация...

...Посёлок запроектирован таким образом, что на внутриквартальных площадях каждая семья получит земельный участок в 150-200 квадратных метров. Здесь она, по своему усмотрению, сможет устроить огород или разбить сад. Кроме того, внутри кварталов будут построены сараи, где можно будет содержать скот, домашнюю птицу и т.д."




На рисунке изображены проекты двух домов, вот как раз 20-квартирный — на заглавной фотографии. Я бывал в квартире на третьем этаже, она имеет сводчатый высокий потолок, очень необычная.




Статья про первый дом Киргородка (Крылова, 1) — да, имели место, отдельные недостатки, товарищи. Источник - газета "За трудовую доблесть" от 16 июня 1945 года (спасибо [livejournal.com profile] ssgen).




И еще одна статья — уже из современной бесплатной газеты, тоже многотиражки, но берестовского "Союзпищепрома" (к сожалению, не могу точно назвать дату, но явно после 2005 года). Тут описан один из проектов реконструкции Киргородка.




Пока же все планы ограничились постройкой в северной части района двухподъездной панельной десятиэтажки 97 серии.

Продолжение следует, будут и картинки :)
#151 фотографии будут, но потом. Соответственно, большой пост на Совархе будет тоже не сегодня.
(deleted comment)
(deleted comment)

Date: 2010-03-06 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
покупали ей подарок к 8 Марта :)

Date: 2010-03-06 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] iltg2009.livejournal.com
"каждая семья получит земельный участок в 150-200 квадратных метров. Здесь она, по своему усмотрению, сможет устроить огород или разбить сад. Кроме того, внутри кварталов будут построены сараи, где можно будет содержать скот, домашнюю птицу и т.д."
----------------
Ух!!!
Это в городе с населением в несколько сот тыщ?

П.С. Цо то є - "Полуторка"???

Date: 2010-03-06 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
угу, численность населения в годы войны увеличилась с 270 тыс. до 650 тыс. человек. Так что огородики - вполне естественно.

"Полуторка" - однокомнатная квартира.

Date: 2010-03-06 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] iltg2009.livejournal.com
Да я понимаю что огород в те годы - мог быть синонимом выживания (или по крайней мере чуть-чть нормальной жизни). Просто непривычно звучит по нашим временам - в городе с 600 тыщ населения ПРЕДУСМАТРИВАЛИСЬ огороды ВО ДВОРАХ.
:)

Date: 2010-03-06 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ну вот, из песни слов не выкинешь :)

Date: 2010-03-06 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ssgen.livejournal.com
Тогда действительно совсем другие времена были. Нормы жилья к концу войны были от 0,8 до 3,1 квадрата на человека, а огороды были разбиты на площади Революции. Выращивали где только можно.

Date: 2010-03-06 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] iltg2009.livejournal.com
Да понимаю я...
Отец рассказывает, что жила их семья (еще до войны кстати) в 9-метровой комнате - отец, мать и три брата. После войны жили еще лет 10 там же, страший брат погиб, но средний женился и в эти условия жену привел - и это не было чем-то из ряда вон выходящим...

Date: 2010-03-06 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
площадь Революции в Че - ну, примерно, как Красная площадь в Москве :)

Date: 2010-03-06 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] iltg2009.livejournal.com
А?????
Да уж...

А кстати что у вас там вырастает то в вашем климате? Картошка? Лук, морковка? Капуста дозревает?

Date: 2010-03-06 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
да всё это растет, кабачки-тыквы всякие, в парниках огурцы с помидорами. Ну, примерно как в Подмосковье. У нас лето жаркое обычно.

Date: 2010-03-06 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] iltg2009.livejournal.com
Вывеска "нотариус" на красном фоне - это кто-то один выделывается, или так принято в Челябинске? У нас обычно на синем фоне.

Date: 2010-03-06 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
хз. НЯЗ, нет специальных правил на этот счёт

Date: 2010-03-06 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] iltg2009.livejournal.com
Да понятно что не о правилах идет речь, а о "традициях". Ты б еще сказал - "цветовой дифференциации штанов в наших правилах нет" :)

Date: 2010-03-06 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ну, я ничего об этом не знаю, во всяком случае :)

Date: 2010-03-06 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] dennism.livejournal.com
Интересно, почему "полуторка", и как она выглядит...

Date: 2010-03-07 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
да просто однокомнатная квартира.
Да, кстати, ванн там не было - люди сами себе ставили, отгораживали коридор. Брат у меня жил в двухомнатной коммуналке, так что я знаю.
Лестничные клетки там из дерева, все кошками провоняли, и все ждут сноса до сих пор :)

Date: 2010-03-07 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] dennism.livejournal.com
Понятно.
А на заглавной фотографии под крышей что за помещение? Тоже жилое?

Date: 2010-03-07 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
да, конечно, там квартиры. Я ж пишу в основном тексте - с необычным шатровым потолком.

Date: 2010-03-07 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dennism.livejournal.com
Прошу прощения, недоглядел :) Вот бы увидеть, как они выглядят...

Date: 2010-03-07 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
"нет, сынок, это фантастика" :)
Всё, конечно, возможно, но очень мала вероятность, что я туда попаду.

Date: 2010-03-07 05:45 pm (UTC)

Date: 2016-11-21 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
Просто за домами нормально не ухаживали. Да и контингент в коммуналках после начала массового строительства отдельных квартир оставался не лучший, про состояние дома не думавший.

По поводу ванн. Вот в этих (https://www.google.ru/maps/@55.1765532,61.4337546,3a,60y,105.22h,87.34t/data=!3m6!1e1!3m4!1sJ-JlGbmhMweb2hqricfM9Q!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru) домиках ванны должны быть

Date: 2016-11-21 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
Наверно потому что есть собственная кухня - это как "полкомнаты". В отличие от коммуналки, где своя только комната.

Date: 2010-03-11 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] archigrafo.livejournal.com
Жалко, конечно, такие малоэтажные городки. Там как-то уютно внутри них. Конечно, я понимаю, что есть высокая стоимость земли и прочее, прочее:-(.

Date: 2010-03-11 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
я думаю, еще лет 5-10 у него есть. Не хотят чего-то строители на сносе строить, несмотря на вроде бы относительно центральное расположение и проч. Да и вообще сейчас у них застой, построенное-то продать не могут.

Домики в принципе крепкие, но все в них прогнило уже. Если у меня получится, в выходные съезжу, поснимаю их поближе, выделю типовые. Неплохо было бы в квартиру попасть, особенно в мансардную, но тут надо договариваться особо :)
Хотя я в таких домиках бывал неоднократно - мой брат в таком жил. Запомнился аболютно офигительный смывной бачок из котельного железа :)

Date: 2010-03-11 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] archigrafo.livejournal.com
"поснимаю их поближе, выделю типовые"
---
О! Это интересно. Буду ждать. Вообще, я еще хотел потом в будущем попросить твои фотографии и информацию на сайт. Естественно с указанием твоего авторства, если ты не против, конечно.

Date: 2010-09-12 05:29 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
лучше поздно, чем никогда. Можно, всё можно. :)

Date: 2016-11-21 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
Потому что расселять людей нужно. В Москве сносимые хрущобы расселили, потому что город серьезно вложился и проплатил людям обмен "комната на комнату". В Питере реновация буксует, поскольку застройщик предлагает "метр на метр". А в СПб есть ультрахрущобы серии ГИ с трешками в 41 метр и четверками в 49 метров. Что они получат - объяснять не нужно. Да еще и переселят из срединного пояса в жопу мира и из малоэтажки в муравейник.
Edited Date: 2016-11-21 12:16 pm (UTC)

Date: 2016-11-21 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
эти домики уже и не совсем Киргородок (скажем так, это второй Киргородок, как мы условно это на Челчеле классифицировали)

Date: 2016-11-21 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
Тогда понятно.
Это серия 1-230. Не самые удачные планировки, но ванны предусмотрены.

А вот серии типа 1-204 (авиационная) и похожая 1-225 - это почти дворцы. Двушки по 60 метров, трешки по 76-84 квадрата, ванны, кухня больше 8 метров, все комнаты изолированные и не менее 12 метров - а гостиная за 20 метров. Еще два окна в угловых комнатах, а в 204 - балконы в каждой комнате

Date: 2016-11-21 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
послушайте, почему Вы еще не у нас на [livejournal.com profile] su_maloetazhki? :)

Date: 2016-11-21 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
Так по "малоэтажкам" и узнал про серии.
А до того - только "пленные немцы строили"

Date: 2016-11-21 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ясно :) Ну, на здоровье :D

Date: 2016-11-21 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
Еще хорошее сообщество есть в ВК, называется "Современная типовая архитектура". Очень подробное и с хорошей классификацией. Нашел там даже редкую серию 82, которую нигде, кроме нас, не строили

Date: 2016-11-21 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
да, я знаю. Но у них там навигация никакая, как вообще в ВК

Date: 2016-11-21 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
Кстати, раскладка по квартирам "первого Киргородка" интересная, не очень типичная для того времени.

Из знакомых мне 5-7 типовых серий двухэтажек однушки есть только в серии 1-211 - и то скорее как исключение (2 квартиры из 18). Везде двушки и трешки. В "больших" сталинках - то же самое: двушки и трешки (последних больше) и немного четверок. А в довоенных рабочих сталинках преобладает "коммунальная планировка": две четырехкомнатные квартиры-распашонки на лестничной площадке. В каждой такой квартире - четыре изолированных комнаты разной площади, кухня 6,5 кв. м. и сортир, а ванны нет. Мылись в бане.

Видимо, проектировщики Киргородка хотели обеспечить людей не коммунальной комнатой, а изолированной, со своим горшком и кухней. Ведь в однушку обычно селили либо семью, либо несколько несемейных (получалось изолированное общежитие).

Date: 2016-11-21 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
хм, тут совсем рядом есть 7 участок :) - который постройки 1931 года, так там ряд четырёхэтажек, что выходит на Ловина, оснащён только однокомнатными квартирами оригинальной планировки с входом через кухню.

Date: 2016-11-21 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
Чудили архитекторы :) Это потом все пошло стандартное: если хрущоба - то преобладают двушки со смежными комнатами и немножко однушек, и т.д. Однокомнатных квартир в послехрущевских домах было мало, потому что появились малосемейные дома.

Галерейные дома?
Ну а что, своя кухня и сортир лучше, чем общие.

Date: 2016-11-21 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
нет-нет, не галерейные - в подъезде 4 квартиры на этаже, все однокомнатные

Date: 2016-11-21 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
1931 год - это еще время не оконченных экспериментов. В 20-е годы и т.н. "дома-коммуны" строили. Окончательно к "классическим" квартирам повернулись после постановления 1934 года.

Date: 2016-11-21 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Андрей Буров почему-то решил не экспериментировать

Date: 2016-11-21 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
Глянул мельком улицу Ловина.
Похоже, конструктивисты все свои дома друг у друга перерисовывали. Такие же угловые балконы, что и у нас.
Image

Date: 2016-11-21 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
мода была такая :) Я сам там прожил несколько лет, но дом был другой - в нашем подъезде было по 2 трёшки на этаже, наша - коммуналка.

Date: 2016-11-21 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ak747.livejournal.com
У нас есть похожий район (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_(%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA)), наполовину двухэтажный. Так все двухэтажки в СССР планировали сносить и застраивать типовухой в 5-9-12 этажей. Потому что рядом заводы, которым желательно поселить народ рядом с производством.
После развала СССР никто этим заниматься не будет. Невыгодно. Жильцы потребуют аналогичных по площади и комнатности квартир, да еще и в этом же районе.

Date: 2016-11-21 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
После развала СССР никто этим заниматься не будет. Невыгодно. Жильцы потребуют аналогичных по площади и комнатности квартир, да еще и в этом же районе.

Ну так никто и не сносит, несмотря на то, что район в центре почти. За время после выхода поста построили две десятиэтажки 97 серии, снесли две совсем уж жуткие двухэтажки - и всё.

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 67 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 3rd, 2026 06:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios