vedmed: (Default)
[personal profile] vedmed
В центре Кемерова вот такая штука стоит - упоминал в предыдущих постах, а тут еще подробности :)


20230725-IMG_3091.jpg


Видел такую еще в Ханты-Мансийске, но там она на горе, а тут в ПКиО практически

20230725-IMG_3092.jpg

Что за хрень? Молодёжь уж и не в курсе, что была такая система спутниковой связи: «Орби́та» — система космической радиосвязи, созданная на основе искусственных спутников Земли серии «Молния» для передачи, приёма и последующей ретрансляции программ Центрального телевидения, а также для двусторонней телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи, охватывающая восточные районы СССР, позже — России и стран СНГ среднеазиатского региона. Система включала в себя сеть наземных станций под тем же наименованием — «Орбита»

Детали

20230725-IMG_3093.jpg



20230725-IMG_3094.jpg

Красивую вещь сделал предки. А какой к ней спутник "Молния" прилагается - вот это дизайн, да...


Date: 2023-08-05 02:49 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Космос (https://www.livejournal.com/category/kosmos?utm_source=frank_comment), Россия (https://www.livejournal.com/category/rossiya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2023-08-05 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com
В КБСМ (где я работал) — в СССР официальная легенда была как раз проектирование систем наведения спутниковых антенн.

С таких предков пример лучше не брать.

Date: 2023-08-05 04:35 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com

А с каких брать?

Date: 2023-08-05 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com
А были ли вообще в СССР организации, в которых на работе не пили, не прогуливали и халтурой вместо работы на рабочем месте не занимались?

Я таких не знаю.

Date: 2023-08-05 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com

То есть на основании несоответствия работников высокому званию строителя коммунизма теперь всё, что они делали, перечеркнуть, что ли? Ну я точно могу сказать, например, что институт (https://vedmed1969.livejournal.com/2105501.html), в котором моя мама работала, был вполне приличным в этом плане, я ж с детства её сослуживцев знаю.

Date: 2023-08-05 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com
КБСМ — это как раз ещё вполне приличный пример. Неприличный — это питерский Арсенал, где инженер мог пить три дня подряд в каморке у рабочих.

Заставить нормально работать подобные организации можно было бы за несколько недель. Видимо, никому это и не нужно.

Date: 2023-08-05 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] e1-bueno.livejournal.com
А были ли вообще в СССР организации, в которых на работе не пили, не прогуливали и халтурой вместо работы на рабочем месте не занимались?

Я таких не знаю. -с

Я знаю. Была.

Date: 2023-08-05 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com
По мнению самих работников таких организаций: "не пили" — это алкоголь употребляли на рабочем месте раз в один-две недели, "не прогуливали" — это уходили только после обеда.

(no subject)

From: [identity profile] e1-bueno.livejournal.com - Date: 2023-08-05 07:00 am (UTC) - Expand

Date: 2023-08-05 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] edgar63.livejournal.com

Вам шашечки или ехать? Судя по результатам кто-то всё таки работал. А пили или гуляли — это уже вторично.

Date: 2023-08-05 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com
Как говорят конструкторы с советским опытом работы: сейчас за новогодние празники делаем больший объем работы, чем раньше за весь год.

(no subject)

From: [identity profile] edgar63.livejournal.com - Date: 2023-08-05 07:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-05 07:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] edgar63.livejournal.com - Date: 2023-08-05 07:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-05 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] edgar63.livejournal.com - Date: 2023-08-05 07:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2023-08-05 07:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-05 07:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2023-08-05 08:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-05 10:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2023-08-05 10:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-05 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] thorn77.livejournal.com - Date: 2023-08-05 06:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2023-08-07 07:11 am (UTC) - Expand

Date: 2023-08-05 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] is000.livejournal.com
Например, НИИИТ. Но это чистая оборонка была, в советское время на здании даже не было никаких вывесок и ни в каких гражданских телефонных справочниках он не числился. И не дай бог работнику опоздать утром хотя бы на 5 минут, выговор обеспечен.

Date: 2023-08-05 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com

И не только они

Date: 2023-08-05 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com
Ну вот пожалуй у связистов немножко и был порядок.

Но вот сказки про опоздание на пять минут: а как на практике они это осуществляли? Систем контроля и управления доступом не было. На каждого опоздавшего нужно было охране какие-то бумажки оформлять.

(no subject)

From: [identity profile] is000.livejournal.com - Date: 2023-08-05 05:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2023-08-06 12:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-06 07:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] is000.livejournal.com - Date: 2023-08-07 06:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-07 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] is000.livejournal.com - Date: 2023-08-07 08:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-07 09:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2023-08-07 09:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-07 09:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2023-08-07 09:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] is000.livejournal.com - Date: 2023-08-07 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-07 10:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] is000.livejournal.com - Date: 2023-08-07 12:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-07 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] is000.livejournal.com - Date: 2023-08-07 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2023-08-07 07:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] edgar63.livejournal.com - Date: 2023-08-06 06:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2023-08-06 07:23 am (UTC) - Expand

Date: 2023-08-05 04:35 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_ural). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2023-08-05 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] e1-bueno.livejournal.com
Местами подобные радителескопы вполне себе продолжают работать.

Image

Date: 2023-08-05 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] leksandrych.livejournal.com

В Сыктывкаре такую же видел, там она тоже в городе, можно сказать в застройке, я бы и не нашёл, если бы не обошёл почти весь город.

Date: 2023-08-05 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] suvorow-.livejournal.com
Антенны эти делали в Горьком. И распространяли по всей стране.
Приёмник охлаждали жидким азотом. И это при мощности передатчика 40 ватт!
И всё ради одного-единственного телевизионного канала. Или 40 телефонных.
Всё же 65 лет уже прошло.
Сейчас площадь тарелки уменьшилась в сотни раз, охлаждения приёмнику не требуется, а в той же частотной полосе передаётся 10 телеканалов стандартного разрешения или 4 высокого. А на спутнике под сотню транспондеров с общей выходной мощностью в десяток киловатт.
Правда, и сейчас, как и у первой "молнии", случается, не раскрываются антенны.

Date: 2023-08-05 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com

Да, но тогда всё делалось своими силами — что-то, конечно, тырили, не без того. А теперь много ли в современных спутниках и НССС отечественного?

Date: 2023-08-05 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] suvorow-.livejournal.com
Служебный борт целиком отечественный. А полезная нагрузка была по большей части импортная, не без того. И, если про радхард микросхемы более-менее понятно, то, вот, выходные лампы бегущей волны наши до сих пор на Ku делать не научились, только на C (не говоря уж о Ka).
То есть, для секретной связи (L диапазон) наши и сейчас всё могут сделать сами, для ГЛОНАССа — тоже L диапазон — тоже почти всё сами, то для C (который, тоже низкочастотный, по нынешним понятиям) только чуть больше половины, а для 10 ГГц и выше — всё почти импортное.
Но, тем не менее, во всех населённых пунктах Забайкалья стоят VSAT станции, обеспечивающие интернет и телефон (т.е. двунаправленные). Сколько на это денег ушло, я не представляю, но стоят. Понятно, что так, всё равно, дешевле, чем тянуть туда провода или оптику, а, вот, в Кемерово оптика по земле пришла, и, понятно, легко побивает и по цене, и по пропускной способности любые спутники.

Date: 2023-08-05 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com

Бывает странное — в позатом году ставил станцию Ка-диапазона в Пермском крае, в 45 км от Перми! Дикие места, у нас оптика везде уже, а там почему-то нет

(no subject)

From: [identity profile] edgar63.livejournal.com - Date: 2023-08-05 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2023-08-05 09:41 am (UTC) - Expand

Date: 2023-08-05 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] edgar63.livejournal.com

Потому и охлаждали приёмник жидким азотом, что передатчики были маломощными и сигнал давали слабый. Надо было снижать тепловые шумы в приёмном тракте.


А полоса на тех Молниях была 18 МГц. И антенна не раскрылась на втором аппарате, первый вообще не долетел до орбиты.


И работали первые Молнии всего по полгода примерно, потому система "Орбита" для населения стала работать фактически со спутниками следующих поколений — Молния-1+ и Молния-2.

Date: 2023-08-05 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] suvorow-.livejournal.com
40 ватт — это очень порядочная мощность. Сколько у современных аппаратов на 18 МГц полосы приходится? Важна же ведь не абсолютная мощность, а с учётом полосы и площади покрытия. У Молнии луч, понятно, накрывал всю Землю, но не более того, то есть, направленность антенн была сравнима с нынешними глобальными лучами. Максимум пара дБ в коэффициенте направленности. Конечно, контурные нынешние поострее будут. Но, ведь, и глобальные лучи на 2-метровые тарелки принимают.

Date: 2023-08-05 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] edgar63.livejournal.com

Угловая направленность сама по себе вторична. Мощность то "размазывается" по площади (всей видимой части Земли у Молний) и принимается площадью тарелки.


Ну а что "давеча вам не нонеча" — дык прогресс на месте не стоял и элементарная база конечно совсем другая. Да и сами принципы связи.

Date: 2023-08-07 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] admiral-scheer.livejournal.com

Да, красиво. Внушает

Date: 2023-08-08 01:40 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com

главное, что доступно — не где-то на горе за забором, а вот прям в центре города!

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 67 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 09:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios