vedmed: (Default)
[personal profile] vedmed
...надеюсь, последний раз уже :)
Но не опубликовать материал никак не могу - не каждый раз удаётся прочитать столь квалифицированный "разбор полётов".
Автор - сотрудник Архангельской областной службы спасения. Впрочем, географическая удаленность в данном случае роли не играет - комментарий профессионала, даже заочный, ценнее болтовни десятка доморощенных "экспертов", не умеющих отличить хлор от брома :)

Итак, "многа букав"

В 5.35 в главное управление МЧС по Челябинской области поступило сообщение со станции Челябинск-Главный, что имела место утечка брома из вагона одного из составов (это со слов представителя МЧС Елены Смирных). Причем интересно, что сама утечка произошла за три часа до этого – около 2.20. Сразу возникает вопрос – почему в течение 3-х часов не прошло оповещение МЧС о таком весьма опасном событии? Ответа я не нашел. Могу только предполагать, что пока заметили, пока думали, что ничего страшного, пока пытались что-либо сделать собственными силами.. Наверное, то на то и приходится, если бы не одно «но». Все вагоны, в которых транспортируется опасные грузы (а соединения брома к таковым безусловно относятся), обязательно маркируются. И если из такого вагона начинает что-то капать, испаряться, то сами понимаете, тут уже пора кричать «алярм».. В Челябинске такого «алярма» ждали как минимум три часа.
Что еще бросилось в глаза из управленческой работы. Желание не допустить паники у властных и уполномоченных структур привело к озвучиванию в эфире мягко говоря некорректной информации про то, что ситуация не представляет опасности. Безусловно, что касается брома и его соединений это не так. Любой мало-мальски грамотный человек в интернете может получить исчерпывающую информацию о данном веществе. Не вдаваясь в подробности можно утверждать, что бром опасен и в острой фазе, при вдыхании, и в отсроченных проявлениях для организма человека, а еще он довольно опасен в плане инициирования образования взрывоопасных смесей при контакте с нефтесодержащими продуктами, тем более, при контакте с водой идет реакция с выделением тепла. Много ли на ЖД станции в центре города различного вида нефтепродуктов? То-то.. Стало быть, угрозу взрыва в данной ситуации надо было ставить на первое место в прогнозировании развития ситуации, откуда логично вытекает следующее действие – массовая эвакуация из прилегающих территорий. Было это сделано? Ответ отрицательный. Опять вопрос – «почему»? Вариант номер один – не хотели допустить паники. Но на самом деле это не ответ – это отговорка. Для профессионала во главу угла должна всегда ставится задача минимизация риска для людей – в Челябинске все было предоставлено русскому «авось». Вариант номер два мне представляется более реальным – для ликвидации подобной ситуации просто не было специалистов. Да, именно так. Сказать по ТВ, что ситуация не опасна и пригнать кучу пожарных расчетов к вагону – для этого не надо быть специалистом. Интересно кстати, а пожарных предупредили хоть, что за вещество и как оно себя поведет при неграмотном обращении с водой? Ответа у меня опять же нет, но догадки присутствуют (исходя из опыта работы в ЧС структурах).
Кстати, отсутствие профессионалов очень хорошо подтверждается тем видео, которое я выложил. Основная заповедь при ликвидации химического вещества – максимально быстрое ограничение его размеров. Это – святое! Что было сделано в Челябинске? Этот очаг максимально увеличили, начав буксировку вагона с бромом со станции по территории города. Ради интереса хотелось бы подсчитать – насколько увеличили зону загрязнения почвы (а после загрязнения почвы бромом грунт подлежит срезанию и специальной обработке), а также сколько лишних человек надышалось бромом там, куда он бы при грамотном построении работ никогда не дошел?
При том самом грамотном построении работ надлежало:
1. Срочно оцепить опасный район города и максимально быстро очистить от людей опасную зону. Для предотвращения отравления достаточно объявить всем, чтобы сидели по домам – этой защиты хватило бы. Для профилактики взрыва, если невозможно вывезти людей – очистить станцию от составов с ГСМ и прочими взрывоопасными веществами, проинструктировав пожарных и спасателей об особенностях вещества.
2. Поставить массированные многоэшелонированные водяные завесы со стволами с большим расходом воды – вокруг состава.
3. Вода должна подаваться только максимально распыленная, т.к. бром хорошо растворяется в воде и чем мелкодисперсней распыл, тем больше брома свяжется и осядет. К тому же, большое количество воды неминуемо размоет ЖД пути – поэтому только распылом.
4. Под прикрытием воды в вагон надо было запускать газоспасателей – для разведки, обнаружения поврежденной тары и перетаривания оставшихся объемов в герметичные емкости – это не самая сложная операция для упаковок с бромом. Да, опасность для жизни газоспасателей при такой операции существует, но в конце концов для этого они существуют, а при грамотном исполнении риск в челябинском случае был бы минимален. (Кстати, в итоге оказалось, что в вагоне разбилось 8–10 пятилитровых банок с бромом, а всего в вагоне их было 2063).
5. После перетаривания облако довольно быстро иссякло бы, не получив подпитки. После этого уже надо было заниматься грунтом – срезать верхний слой почвы под путями. Это дорого, но так надо делать.
Почему это не было сделано? Ну про отсутствие профессионалов я уже говорил.
Кстати, совсем не удивлюсь, что и газоспасателей в Челябинске, способных выполнить подобную работу, нет – ибо в противном случае наверняка бы подсказали практические правила решения задач по химическому заражению (а может они есть, но про них просто не вспомнили? И такое может вполне быть).
А еще представьте – обеспечить работу газоспасателей по перегрузке вагона – это же надо свои ЖД формирования на случай ЧС привлекать.. А оповещение населения, его эвакуация - все равно, что сразу подписаться на компенсационные выплаты, оправдываться, а то еще и в тюрьму идти – вообщем, геммороя то сколько.. Легче на «авось» понадеяться..
В этот раз, кстати, прошли буквально по лезвию – и хорошо, что это был бром, а не фосфор к примеру..
Повезет ли так же в следующий раз? А он будет, не сомневайтесь.

PS. Готов поспорить, что виноватым будет стрелочник - и в прямом и в переносном смысле.


Ссылка.
Отдельное спасибо [livejournal.com profile] georg_pik за наводку.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2011-09-02 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] admiral-scheer.livejournal.com
Четко и ясно.

Date: 2011-09-02 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ага, приятно всегда иметь дело с профессионалом.

Date: 2011-09-02 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dzeg.livejournal.com
Полностью согласен, виноват будет машинист на 100%, или поездной или маневровый на станции, дежурную по станции накажут, охрану парка, вот и все...

Date: 2011-09-02 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
да я-то и не сомневаюсь

Date: 2011-09-02 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dgtex.livejournal.com
вот это нужная ссылочка!

Date: 2011-09-02 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
да, такие вещи всегда полезно читать - отрезвляет, знаете ли :)

Date: 2011-09-02 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] dzeg.livejournal.com
ДС виноват в том, что не предпринял никаких мер, на каждой станции есть разработанный план в таких ситуациях еще до МЧС, там и сложность ситуации, класс опасных веществ и мн. др... Сегодня по ЦТ в новостях смотрел какой то дядька мчсный рассказывал о том, что все это ерунда, этот бром, а далее сюжет из больницы где врач говорит об очень опасных последствиях...

Date: 2011-09-02 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] maratakh.livejournal.com
Ага, нет в Челябе газоспасателей...
Рекомендую погуглить 978-й учебно-спасательный центр МЧС
Недалеко от областного центра стоит целая дивизия профессионалов, которых неоднократно награждали знаменами, вымпелами, значками. И по какой-то странной причине не подняли по тревоге.
А еще спецчасть на Маяке, которая ежегодно проводит большие учения по борьбе именно с такими случаями. Причем в таких учениях принимают участие все службы города Озерск. Уж у них то громадный опыт.

Date: 2011-09-02 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] dgtex.livejournal.com
Я вообщем-то о том же говорил - не профессиональная работа МЧС
И еще знакомые не для огласки некоторые факты передавали, ну а я обещал пока молчать...

Date: 2011-09-02 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ну, человек в Архангельске, возможно, считает, что Челяба с Котлас размером - ему простительно. Непростительно нашему управлению МЧС.

Date: 2011-09-02 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
всё тайное равно или поздно становится явным :)

Date: 2011-09-02 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] maratakh.livejournal.com
Кровавая гебня возвращается. Из-за выборов начальники готовы были людишек переморить. Думаю, что в ближайшее время начну подгонять продажи приборов к очередному партсъезду :(

Date: 2011-09-02 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
а когда очередной партсъезд? :)

Date: 2011-09-02 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] yuvlatyshev.livejournal.com
Так оно и есть - в Челябинском МЧС совершенно не готовы к подобным ситуациям. Когда я посмотрел видео, сделанное сотрудником "31 канала" (телестудия у них очень удачно расположена), то очень удивился, почему прежде чем отгонять вагон, ничего не было сделано для локализации разлитого брома.

Date: 2011-09-02 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] maratakh.livejournal.com
23 - 24 сентября http://er.ru/news/2011/8/15/xii-sezd-edinoj-rossii-sostoitsya-v-moskve-23-24-sentyabrya/

P.S. Такие вещи не знать?! ;)

Date: 2011-09-02 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
а что? Я несознательный, ага.

Date: 2011-09-02 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Я вот тоже сомневаюсь что в Челябинске (при десятке химических и металлургических предприятий) нет специалистов по разнообразным активным веществам.

У ас при предприятиях с хлором или например аммиаком была очень развитая спасслужба.

Date: 2011-09-02 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
последние десять лет все практически объектовые ПЧ позакрывали - типа нерентабельно.

Date: 2011-09-02 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] yuvlatyshev.livejournal.com
Вот-вот, дурацкая система ненужной секретности.

Date: 2011-09-02 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
в данном случае знакомых жалко

Date: 2011-09-02 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] dgtex.livejournal.com
согласен! но если человек просил не говорить об этом, зная мою привычку - всё интересное выкладывать в ЖЖ?! Я дал слово - и как бы глупо это не звучало - не буду его нарушать!

Date: 2011-09-02 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-sar.livejournal.com
Уважаемый vedmed1969 дал отсыл к своему ЖЖ и я воспользовался возможностью зайти в гости-)). Что такое Челябинск язнаю, более того, у меня в вашем городе есть друзья-)). Мне действительно со стороны очень сложно судить о всех нюансах данного ЧП и я обэтом сразу сказал. По некоторым позициям я могу давать более развернутое мнение, например о газоспасателях. Это очень специализированные подразделения,которые в основном базируются на прообъектах. Согласен с maratach, что на Маяке есть определенные службы, но не все знакомы с данной спецификой. Ситуация обычно осложняется тем, что кроме обученного персонала необходимо иметь крайне специфичное оборудование, которое весьма дорого. При транспортироке грузов ответственность за ликвидацию химаварий обычно несет или грузоотправитель либо грузополучатель - у них должны быть газоспасатели или заключены договоры. Особенность еще в том, что объектовые газоспасатели работают только в пределах своих объектов - выдернуть их в город боо-о-ольшая проблема. А необъектовых газоспасателей в России крайне мало - можно по пальцам сосчитать подразделения. Так что все довольно проблематично. Что касается МЧС, то нормальных газоспасательных подразделений у них только 2 - оба в Москве - "Лидер" и "Центроспас", в регионах нет ничего серьезного. Ну и в силу ряда причин не рекомендовал бы всерьез надеятся к учебно-спасательным центрам МЧС как к боевым единицам. Именно поэтому их в Вашем случае и не вызывали. Вот как-то так. Сорри за большое текст-))

Date: 2011-09-02 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
правильно.

Date: 2011-09-02 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] yuvlatyshev.livejournal.com
Я Вас понимаю. Я о тех, кто замалчивает правду. Потом всё это боком выходит.

Date: 2011-09-02 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
спасибо за обстоятельный ответ, заходите ещё :)
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 67 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 31st, 2026 12:20 am
Powered by Dreamwidth Studios