vedmed: (Default)
[personal profile] vedmed
...надеюсь, последний раз уже :)
Но не опубликовать материал никак не могу - не каждый раз удаётся прочитать столь квалифицированный "разбор полётов".
Автор - сотрудник Архангельской областной службы спасения. Впрочем, географическая удаленность в данном случае роли не играет - комментарий профессионала, даже заочный, ценнее болтовни десятка доморощенных "экспертов", не умеющих отличить хлор от брома :)

Итак, "многа букав"

В 5.35 в главное управление МЧС по Челябинской области поступило сообщение со станции Челябинск-Главный, что имела место утечка брома из вагона одного из составов (это со слов представителя МЧС Елены Смирных). Причем интересно, что сама утечка произошла за три часа до этого – около 2.20. Сразу возникает вопрос – почему в течение 3-х часов не прошло оповещение МЧС о таком весьма опасном событии? Ответа я не нашел. Могу только предполагать, что пока заметили, пока думали, что ничего страшного, пока пытались что-либо сделать собственными силами.. Наверное, то на то и приходится, если бы не одно «но». Все вагоны, в которых транспортируется опасные грузы (а соединения брома к таковым безусловно относятся), обязательно маркируются. И если из такого вагона начинает что-то капать, испаряться, то сами понимаете, тут уже пора кричать «алярм».. В Челябинске такого «алярма» ждали как минимум три часа.
Что еще бросилось в глаза из управленческой работы. Желание не допустить паники у властных и уполномоченных структур привело к озвучиванию в эфире мягко говоря некорректной информации про то, что ситуация не представляет опасности. Безусловно, что касается брома и его соединений это не так. Любой мало-мальски грамотный человек в интернете может получить исчерпывающую информацию о данном веществе. Не вдаваясь в подробности можно утверждать, что бром опасен и в острой фазе, при вдыхании, и в отсроченных проявлениях для организма человека, а еще он довольно опасен в плане инициирования образования взрывоопасных смесей при контакте с нефтесодержащими продуктами, тем более, при контакте с водой идет реакция с выделением тепла. Много ли на ЖД станции в центре города различного вида нефтепродуктов? То-то.. Стало быть, угрозу взрыва в данной ситуации надо было ставить на первое место в прогнозировании развития ситуации, откуда логично вытекает следующее действие – массовая эвакуация из прилегающих территорий. Было это сделано? Ответ отрицательный. Опять вопрос – «почему»? Вариант номер один – не хотели допустить паники. Но на самом деле это не ответ – это отговорка. Для профессионала во главу угла должна всегда ставится задача минимизация риска для людей – в Челябинске все было предоставлено русскому «авось». Вариант номер два мне представляется более реальным – для ликвидации подобной ситуации просто не было специалистов. Да, именно так. Сказать по ТВ, что ситуация не опасна и пригнать кучу пожарных расчетов к вагону – для этого не надо быть специалистом. Интересно кстати, а пожарных предупредили хоть, что за вещество и как оно себя поведет при неграмотном обращении с водой? Ответа у меня опять же нет, но догадки присутствуют (исходя из опыта работы в ЧС структурах).
Кстати, отсутствие профессионалов очень хорошо подтверждается тем видео, которое я выложил. Основная заповедь при ликвидации химического вещества – максимально быстрое ограничение его размеров. Это – святое! Что было сделано в Челябинске? Этот очаг максимально увеличили, начав буксировку вагона с бромом со станции по территории города. Ради интереса хотелось бы подсчитать – насколько увеличили зону загрязнения почвы (а после загрязнения почвы бромом грунт подлежит срезанию и специальной обработке), а также сколько лишних человек надышалось бромом там, куда он бы при грамотном построении работ никогда не дошел?
При том самом грамотном построении работ надлежало:
1. Срочно оцепить опасный район города и максимально быстро очистить от людей опасную зону. Для предотвращения отравления достаточно объявить всем, чтобы сидели по домам – этой защиты хватило бы. Для профилактики взрыва, если невозможно вывезти людей – очистить станцию от составов с ГСМ и прочими взрывоопасными веществами, проинструктировав пожарных и спасателей об особенностях вещества.
2. Поставить массированные многоэшелонированные водяные завесы со стволами с большим расходом воды – вокруг состава.
3. Вода должна подаваться только максимально распыленная, т.к. бром хорошо растворяется в воде и чем мелкодисперсней распыл, тем больше брома свяжется и осядет. К тому же, большое количество воды неминуемо размоет ЖД пути – поэтому только распылом.
4. Под прикрытием воды в вагон надо было запускать газоспасателей – для разведки, обнаружения поврежденной тары и перетаривания оставшихся объемов в герметичные емкости – это не самая сложная операция для упаковок с бромом. Да, опасность для жизни газоспасателей при такой операции существует, но в конце концов для этого они существуют, а при грамотном исполнении риск в челябинском случае был бы минимален. (Кстати, в итоге оказалось, что в вагоне разбилось 8–10 пятилитровых банок с бромом, а всего в вагоне их было 2063).
5. После перетаривания облако довольно быстро иссякло бы, не получив подпитки. После этого уже надо было заниматься грунтом – срезать верхний слой почвы под путями. Это дорого, но так надо делать.
Почему это не было сделано? Ну про отсутствие профессионалов я уже говорил.
Кстати, совсем не удивлюсь, что и газоспасателей в Челябинске, способных выполнить подобную работу, нет – ибо в противном случае наверняка бы подсказали практические правила решения задач по химическому заражению (а может они есть, но про них просто не вспомнили? И такое может вполне быть).
А еще представьте – обеспечить работу газоспасателей по перегрузке вагона – это же надо свои ЖД формирования на случай ЧС привлекать.. А оповещение населения, его эвакуация - все равно, что сразу подписаться на компенсационные выплаты, оправдываться, а то еще и в тюрьму идти – вообщем, геммороя то сколько.. Легче на «авось» понадеяться..
В этот раз, кстати, прошли буквально по лезвию – и хорошо, что это был бром, а не фосфор к примеру..
Повезет ли так же в следующий раз? А он будет, не сомневайтесь.

PS. Готов поспорить, что виноватым будет стрелочник - и в прямом и в переносном смысле.


Ссылка.
Отдельное спасибо [livejournal.com profile] georg_pik за наводку.

Date: 2011-09-02 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] admiral-scheer.livejournal.com
Четко и ясно.

Date: 2011-09-02 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ага, приятно всегда иметь дело с профессионалом.

Date: 2011-09-02 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dzeg.livejournal.com
Полностью согласен, виноват будет машинист на 100%, или поездной или маневровый на станции, дежурную по станции накажут, охрану парка, вот и все...

Date: 2011-09-02 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
да я-то и не сомневаюсь

(no subject)

From: [identity profile] dzeg.livejournal.com - Date: 2011-09-02 04:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-02 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dgtex.livejournal.com
вот это нужная ссылочка!

Date: 2011-09-02 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
да, такие вещи всегда полезно читать - отрезвляет, знаете ли :)

(no subject)

From: [identity profile] dgtex.livejournal.com - Date: 2011-09-02 04:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yuvlatyshev.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dgtex.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yuvlatyshev.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-02 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] maratakh.livejournal.com
Ага, нет в Челябе газоспасателей...
Рекомендую погуглить 978-й учебно-спасательный центр МЧС
Недалеко от областного центра стоит целая дивизия профессионалов, которых неоднократно награждали знаменами, вымпелами, значками. И по какой-то странной причине не подняли по тревоге.
А еще спецчасть на Маяке, которая ежегодно проводит большие учения по борьбе именно с такими случаями. Причем в таких учениях принимают участие все службы города Озерск. Уж у них то громадный опыт.

Date: 2011-09-02 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ну, человек в Архангельске, возможно, считает, что Челяба с Котлас размером - ему простительно. Непростительно нашему управлению МЧС.

(no subject)

From: [identity profile] maratakh.livejournal.com - Date: 2011-09-02 04:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maratakh.livejournal.com - Date: 2011-09-02 04:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-sar.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maratakh.livejournal.com - Date: 2011-09-03 04:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 04:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maratakh.livejournal.com - Date: 2011-09-03 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] georg-pik.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-sar.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-02 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] yuvlatyshev.livejournal.com
Так оно и есть - в Челябинском МЧС совершенно не готовы к подобным ситуациям. Когда я посмотрел видео, сделанное сотрудником "31 канала" (телестудия у них очень удачно расположена), то очень удивился, почему прежде чем отгонять вагон, ничего не было сделано для локализации разлитого брома.

Date: 2011-09-02 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Я вот тоже сомневаюсь что в Челябинске (при десятке химических и металлургических предприятий) нет специалистов по разнообразным активным веществам.

У ас при предприятиях с хлором или например аммиаком была очень развитая спасслужба.

Date: 2011-09-02 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
последние десять лет все практически объектовые ПЧ позакрывали - типа нерентабельно.

(no subject)

From: [identity profile] maratakh.livejournal.com - Date: 2011-09-03 04:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 04:03 am (UTC) - Expand

Date: 2011-09-02 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-sar.livejournal.com
Безусловно есть - в Челябинске, например, в "Водоканале" очень неплохая газоспасательная служба. Только согласно законодательству для ликвидации ЧС на ЖД транспорте нужна специальная аттестация формирования и соответствующее обучение и оснащение. По идее кому-то надо было брать на себя ответственность и выдергивать на ЖД станцию объектовых газоспасателей. Но для этого надо очень хорошо знать кто и на что готов, чтобы в итоге не усугубить ситуацию.

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-sar.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dtn-ru.livejournal.com - Date: 2011-09-03 04:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-09-02 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 06:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-03 04:02 am (UTC)
From: [identity profile] yuvlatyshev.livejournal.com
Настоящих чисто химических предприятий в Челябинске нет, если не считать несколько небольших лакокрасочных производств.

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 04:05 am (UTC) - Expand

Date: 2011-09-02 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] zlex07.livejournal.com
Хреново то, что из руководства по ящику откровенных дураков показывали. Какой-то типус молодецки гоняет на авто подышать бромом, остальные тоже вещают, что нормальная такая атмосфера...
Подозреваю, что (не дай бог) при подобном случае с более опасной бякой - сценарий повторится.

Date: 2011-09-02 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
а у нас сейчас у власти вот такие спортсмЭны - без мозгов, зато верные. У вас, я так понял, примерно то же...

(no subject)

From: [identity profile] zlex07.livejournal.com - Date: 2011-09-02 05:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-02 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlex07.livejournal.com - Date: 2011-09-02 06:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-02 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] dennism.livejournal.com
Всё понятно. Попытка скрыть произошедшую ЧС, причём на всех уровнях. Всё это так знакомо, и так предсказуемо...

Date: 2011-09-02 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] serokoy.livejournal.com
... что говорит также о том, что случись у нас Фукусима, было б то же самое, что у японцев. Так как Чернобыль был совсем в другой стране.

Date: 2011-09-03 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] maratakh.livejournal.com
Нет, не было бы.
Было бы как в Чернобыле, но в худшем варианте.
Я думаю эвакуации бы просто не было, т.к. мобилизацию транспорта не смогли бы организовать.

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 02:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-02 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] undamaris.livejournal.com
С этим ладно, понятно, но какого хрена бром перевозить в стеклянных бутылках в вагоне? Я-то сначала решила, что под вагоном имеется в виду цистерна, и ещё удивилась - как же ей надо покувыркаться, чтобы столько из неё вылилось...

Date: 2011-09-03 03:13 am (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо))) очень ценный пост!!
Мы из центра Копейска.. Днем первого числа сына в охапку и прочь из города.. Уехали к друзьям на северок.. второго к девяти вечера вернулись домой.. квартира закупорена была.. когда мы дверь в дом открыли - офигели от вони!!! У нас бетонная высотка!!!! мы на восьмом живем!! Представляете, что на улице творилось? А еще, глава Ленинского района собрался баллотироваться на должность мэра нашего Копейска... Кошмарищщще!!!!

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 03:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 03:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_yanchick_/ - Date: 2011-09-03 09:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 10:35 am (UTC) - Expand

Date: 2011-09-03 03:23 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
дык от Царя гороха, матушка, повелось, что так и перевозят - сперва на телегах, потом в вагонах :)

Date: 2011-09-03 04:06 am (UTC)
From: [identity profile] dtn-ru.livejournal.com
Его только в стекле и можно перевозить.

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 04:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dtn-ru.livejournal.com - Date: 2011-09-03 04:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 04:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dtn-ru.livejournal.com - Date: 2011-09-03 04:21 am (UTC) - Expand

я

Date: 2011-09-03 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] Светлана Волкова (from livejournal.com)
Ребята на самом деле этот вагон с горки пускали. У них там работа такая "Вагоны с горки пускать"... просто с какими-то можно вагонами так делать а с какими-то нельзя... мне парень мой рассказывал он кокраз там работает и видел все своими глазами..35гр брома убивает человека!

Re: я

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-03 05:46 am (UTC) - Expand

Date: 2011-09-05 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] klapaucy.livejournal.com
Вот вроде время уже давно сменилось. Интернет, телевидение, ю-тьюб, сотовые у всех на руках.
Ну не получится замолчать такую аварию. И пургу про безопасность нагнать не получится - в два клика в гугле любой сейчас найдет и про бром и про всё что угодно.
А при этом абсолютное большинство народа - не будучи специалистами и не разбираясь в подробностях - только сильнее накрутит себе нервы. И - здравствуй, паника!

Так лучше сразу дать нормальное освещение ситуации, спокойное и чёткое.

Но нет, всё по старинке. "Как бы чего не вышло"...

Date: 2011-09-05 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
люди в руководстве (и в МЧС, и на ЖД, и в городских/областных администрациях, и в ментовкеполиции) прежние остались. Они там о том, что ты пишешь, думают в последнюю очередь :)

(no subject)

From: [identity profile] klapaucy.livejournal.com - Date: 2011-09-05 06:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-05 07:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] klapaucy.livejournal.com - Date: 2011-09-05 08:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-05 08:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] klapaucy.livejournal.com - Date: 2011-09-05 08:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-05 08:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dtn-ru.livejournal.com - Date: 2011-09-06 03:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-09-06 04:03 am (UTC) - Expand

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 67 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 09:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios