vedmed: (Default)
[personal profile] vedmed
В ЖЖ не читал Толкователя, а сейчас в телеге читаю, некоторые мысли вполне себе даже здравые, кое-где он даже превозмогает себя, как коренного потомственного состоятельного москвича :)
Кстати, вчера попробовал московский каршеринг - не понравилось. Подробности в ЖЖ будут.


Начало тут
1. Вчера многие Телеграм-каналы и СМИ разогнали тревожную новость о том, что все дороги в Москве якобы станут платными. На деле же это классический кликбейт: громкий заголовок, вырванная из контекста цитата — и никакой официальной позиции чиновников.

В разговоре с изданием «Абзац» идею озвучил вовсе не московский Дептранс и даже не представитель Минтранса. Своими рассуждениями поделился член Общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики. Он предложил гипотетический сценарий: ввести систему оплаты за каждый километр пробега автомобиля.

«Есть радикальное решение – ввести систему расчёта стоимости перевозки, при которой плата взимается за каждый километр пробега транспортного средства. В десятках городов мира эти эксперименты уже идут довольно активно. Теоретически возможно, что на это может решиться и Москва. Технически ввести платежи за километр пробега столица может уже сейчас. Каждый мой километр можно очень легко посчитать. Условно, проехал я какое-то расстояние – и мне выпишут счёт как за электричество»

По словам Блинкина, итоговая стоимость поездки может зависеть от множества факторов: загруженности дорог, времени суток и даже типа автомобиля.

«Скажем, ночью тариф будет ниже, а в час пик – выше. У большегруза на 18 метров плата окажется выше, чем у компактного Mini Cooper, где расход топлива совсем другой. Сборы могут быть как фиксированными, так и переменными – исходя из времени, маршрута или класса дороги»

Таким образом, речь идёт не о реальном решении, а о гипотетическом рассуждении эксперта. Да, Москва действительно проводит курс на деавтомобилизацию, и планы по сокращению числа личных машин в городе никто не скрывает. Мы об этом уже неоднократно писали. Но представить, что буквально все улицы столицы внезапно станут платными как ЦКАД или МСД, пока сложно.

К тому же сегодня объективные факторы уже сами ограничивают рост авто в столице: рекордно высокие цены на автомобили, новые законы вроде «локализации такси», даже китайские модели продаются с наценкой почти в 2 раза из-за массы разных оброков, вроде «утильсбора». В такой ситуации покупка машины становится труднодоступной для большинства россиян.

Поэтому рассуждения эксперта звучат скорее как теория, чем реальный сценарий. Международный опыт — есть, но в Москве пока нет таких драматичных проблем с трафиком, чтобы срочно копировать зарубежные практики. И даже без «репрессивных» мер число машин не увеличивается взрывными темпами, так что в ближайшие годы поездки по городу останутся бесплатными.

2. Но машина в России больше, чем машина.
Десять лет назад это признавал и сам директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин:
«В России для многих поездка на автомобиле - это счастье. Когда мы проводили опросы в рамках обследования транспортного поведения домохозяйств, то слышали такие рассказы: «У меня скверное съемное жильё, скромная должность, на меня все кричат, но по дороге с работы я сажусь в свой автомобиль, взятый в кредит, и мне хорошо. У меня там приятные запахи, аудиосистема, блютуз, аудиокниги. Это лучшее время в сутках».

Мужчины и сами объясняли социологам такую страсть к машине в России:
- Для мужчин бывшего СССР там личное пространство (как раньше был гараж). В т.ч. потому, что большинство живёт тесно, в квартире для мужчины почти нет мест для уединения.
- У многих две таких частных отдушины в жизни - это машина и айфон (смартфон), затмевающие внешний и внутренний дискомфорт от агрессивных социальных сред. На них ничего не жалеется - берутся кредиты, долги. Такой полумерный эскапизм вместо хобби, на которые у большинства нет ни времени, ни денег.
- Машина - это праздник при всеобщей серости жизни.

3. Но вообще хорошо, что хоть кто-то заговорил о проблеме машин в Москве.
В 2018 году я был политтехнологом, участвовал в кампании по выборам мэра Москвы у Вадима Кумина, шедшего от КПРФ (он в итоге занял второе место с 11,5% голосов).
И видел несколько закрытых соцопросов от разных служб, что является главной проблемой Москвы. И везде с большим отрывом лидировала проблема автомобильного движения и парковок. Точных цифр не вспомню, но что-то примерно 60% от всех проблем. Всё остальное было мелкими частностями (в пределах 1-2%), нередко локальными – вроде вырубки насаждений, капремонта или поведения мигрантов где-то на юго-востоке города. «Пробить» очень прочное положение Собянина среди москвичей можно было только, затрагивая проблему автомобилей, всё остальное не работало, в целом большинство москвичей были (и остаются) очень довольны жизнью в городе.

(Заодно вспомнил, что являлось главным пожеланием москвичей по этим опросам: в городе очень не хватало бассейнов и водных комплексов. Собственно, их не хватает и сегодня)

С тех пор автомобильная проблема в городе не то что не исчезла, а усугубилась.
Да, в Москве взят курс на де-автомобилизацию города. На Западе этот подход называют «дополнительным налогом на бедных», потому что везде и всегда, в Москве в т.ч., такой курс в первую очередь бьёт по бедным. Дорогие платные парковки вымывают машины (в центре они стоят уже по 480 руб. в час, если оставить машину в течение 9-часового присутствия на работе, то отдать придётся почти 4,5 тыс. руб. в день, а за месяц – более 90 тыс. руб.). Машины вымывает вообще сильное сокращение парковочных мест, тогда как богатые могут пользоваться подземными гаражами в своих домах, офисах или на площадках под шлагбаумами.
Штрафы за нарушения ПДД неодинаково бьют по доходным группам: 1 тыс. руб. для бедняка и 1 тыс. руб. для миллионера – это неодинаковая тысяча рублей.

В перспективе, судя по там и там поднимаемой теме, нас скорее всего ждёт резкое повышение налога и страховки на машины старше 15 лет. Понятно, что в подавляющем числе на машинах такого возраста ездят небогатые люди.
В итоге «дополнительный налог на бедных автомобилистов» расчищает города для богатых владельцев машин – для них качество автомобильной среды растёт.

4. Вот характерный пример «богатого подхода» к автомобильной проблеме в Москве.
Я обычно согласен с большинством наблюдений риэлтора, ув. Сергея Смирнова. Но в этом случае – не согласен.
Он приводит собственный опыт эксплуатации автомобиля – они прокатные, каршеринговые или это поездка на такси. Он пишет:

«Потратил я за два года на аренду тачек и такси бизнес-класс, те же 2,1 млн рублей. Я не платил на ремонт, за хранение колес, в такси не плачу за топливо, оно включено в стоимость, в каршеринге не плачу за парковку. В Москве сегодня нет никакого смысла в личном авто».

А теперь давайте подумаем, какая доля москвичей может тратить на сервисные поездки на машине 1 млн руб. в год? У значительной части горожан – это их годовая зарплата.

Второе. За 2 млн руб. вполне можно купить китайскую или российскую машину невысокого класса или классом повыше – не сильно подержанную машину из «недружественных стран». В случае такой же степени эксплуатации, как у Сергея Смирнова, она окупится за два года, а дальше будет сплошная прибыль. Всё получается ровно наоборот, чем у Смирнова – владеть своей машиной выгодно!

Правда, Сергей Смирнов, как он приводит пример, катается часто на BMW X5, так что его подсчёты скорее характерны для 3-5% высших москвичей.

Тем не менее, это тоже характерный пример того, что автомобильная проблема неодинаково воспринимается для разных доходных групп.

Ещё одна беда нашей публицистики, в том числе начальственной – это страсть к обобщениям. «В Москве сегодня нет никакого смысла в личном авто», - пишет автор поста.
Но вообще-то с Москвой тесно связана жизнь не только москвичей, но и тех же жителей Московской области, которые приезжают сюда на работу.
Для многих жизнь без машины – это дополнительные расходы и потеря времени.
Например, я живу на два дома – в Москве и в частном доме в ближнем Подмосковье. По Москве я и вправду езжу немного, зато очень много – по Подмосковью, зачастую со всякими грузами. До второй, дальней дачи в Дмитровском районе от моего загородного дома – 105 км, и это тоже поездка с грузами.

В Москве есть категории автовладельцев, кому тоже никак не обойтись без личной машины. Например, это различного рода малый бизнес, который использует личные машины. У нашей семьи есть знакомая, чей бизнес – продажа и монтаж штор в квартирах, и она на показы возит в своей машине образцы десятков видов этих штор общим весом килограммов 30-35.
Есть семьи с инвалидами – взрослыми и детьми. Семьи – с животными, в т.ч. крупными собаками, которых не возьмёт большинство такси.
И множество других групп, которым необходим автомобиль.

В этом и беда, что такая страсть к обобщениям и переноса личного опыта на общественные практики превалирует и у нашего начальства. «Мне личная машина не нужна – меня возит служебная с мигалкой, я вашим Телеграмом и Ютубом не пользуюсь – значит, и вы без них проживёте, я трезвенник – а потому и вы будете жить с ограничением по алкоголю».
Но почему-то другой свой опыт они не хотят переносить на общественные практики – например, жизнь в квартире «от 100 кв. м и больше» и «в большом загородном доме» (упомянем именно этот их опыт, раз уж мы канал о недвижимости).

PS Также упомяну о социально-антропологической аксиоме: все перемены в обществах (в любой стране и в любое время) начинаются с элит. Потом они просачиваются в средний класс и далее – ниже. Если смотреть на наше начальство, то я не вижу их отказа от автомобилей. Наоборот, ощущение, что страсть к их приобретению (и вообще обособлению от простолюдинов) только нарастает.
Расчистка наших городов от личных машин начнётся тогда, когда первыми это сделают наши начальники. Станут ездить на общественном транспорте, на велосипеде, такси, каршеринге. Далее это перекинется на топ-менеджеров в бизнесе, «потому что нельзя быть ярче своего начальника». Ну и потом тренд пойдёт ещё ниже по социальной лестнице.

5. Утомил я вас серией «постов выходного дня» об автомобильной проблеме в Москве.
Обещаю, последний пост.
Специально сегодня сфотографировал как выглядит Новокузнецкая улица недалеко от моего дома.

новокузнецкая.jpeg © vedmed1969.iMGSRC.RU

До 2020 года на ней разрешалось парковаться по обе стороны улицы. Теперь – нигде нельзя. Улица длиной более 1 км от метро Новокузнецкая до метро Павелецкая. За вычетом поворотов в переулки и пешеходных переходов на улице уместились бы парковки на 120-150 машин.

Зачем, почему запретили парковки? Почему они стали мешать ходу трамваев?
(Новокузнецкая улица всегда пустая к тому же, никогда здесь не было оживлённого движения, т.е. ранее припаркованные машины не создавали трудностей)
И таких необъяснимых (на самом деле – объяснимых) пунктов в программе де-автомобилизации Москвы – навалом.

Вот такая серия телеграммных постов размером с один ЖЖ-шный. От себя хочу добавить, что существует и другая проблема - когда в регионах пытаются всё под московские мерки подгонять. Вот наш любимый товарищ Егоров, несомненно, уже в Че прижился и сделал очень многое для того, чтоб общественный транспорт в городе стал близок к образцовому. Но всегда и везде он проталкивает абсурдную мысли о том, что нам ну вот прям необходимы платные парковки по всему городу, иначе никак не удастся пересадить людишек на общественный транспорт. Поневоле вспоминается старый анекдот про революционеров и внучку декабриста: «1917 год, октябрь. В собственном доме на Невском сидит барыня, внучка декабриста. Услышав шум на улице, просит своего дворника узнать, что там происходит.
— Барыня, революция там! — возвращается дворник.
— О, как замечательно! — радуется барыня, — мой дед мечтал о революции! А сходите, голубчик, и узнайте, чего же хотят революционеры?!
— Барыня, они хотят чтобы не было богатых, — говорит, вернувшись, дворник.
— Странно, — задумчиво произносит барыня, — а мой дед хотел, чтобы не было бедных!»

Date: 2025-08-31 05:13 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авто (https://www.livejournal.com/category/avto/?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo/?utm_source=frank_comment), Россия (https://www.livejournal.com/category/rossiya/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2025-08-31 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] edgar63.livejournal.com

"Мужчины и сами объясняли социологам такую страсть к машине..."


Уточнение: так объясняли те мужчины, у которых есть такая страсть. А она есть далеко не у всех мужчин.


.


"беда нашей публицистики... – это страсть к обобщениям."


Вот-вот. Тот самый случай. :)


.


"Но вообще хорошо, что хоть кто-то заговорил о проблеме машин в Москве."


Хоть кто-то?! Да об этой проблеме не говорил ещё только ленивый. А не слышал только глухой...


Подобные заявления — вторая беда нашей публицистики. :(


.


"Семьи – с животными, в т.ч. крупными собаками... которым необходим автомобиль."


Ну значит будет меньше семей с крупными собаками. Это же хорошо. :)






Edited Date: 2025-08-31 06:04 am (UTC)

Date: 2025-08-31 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] isinda-bubuev.livejournal.com

Хммм, плата за километр — ет не справедливо по отнощению к аборигенам


которые ток по району и дворам бухие в дрыбадан рассекают.


В будущем году власти грозятся поделить бальщой Т"Авив(3-4 млн),


на концентрические кольца (реально они будут кривые косые, потому как Т"Авив не круглый как Масква),


внутри колец езда бесплатно, каждый перезд из кольца в кольцо 5$, т.е.


если ты живещь в переферийном внещнем кольце, а едещь на дойку в самый центр и назат,


то рискуещь пересечь за день 7-8 колец и заплатить - 40$.

Edited Date: 2025-08-31 06:33 am (UTC)

Date: 2025-08-31 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_ural). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2025-08-31 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] e1-bueno.livejournal.com
пересадить людишек на общественный транспорт.
В Москве возможно
А в Замкадье практически в любом городе отзывы в инторнетиках на работу общественного транспорта — от 1.3 до 1.6 по пятибальной ситеме оценок.

Нет в стране общественного транспорта работающего хотя бы на троечку,граждане его даже на двойку не оценивают

На что чиновники собираются людей с автомобилей пересаживать? На велосипеды?

Date: 2025-08-31 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] zayac-zaraza.livejournal.com

полностью сосгласен.. что нужно автомобилистов зажимать.. ща в мосве ездить на машине.. эт зашквар.. общественный транспорт вышел на новый уровень.. дажниогда не полезу в метро если можно доехать поверху.. номашину нужно иметь.. прошвырнуца в область или ночью по кутузе по выходным..

Date: 2025-08-31 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] jonah-81.livejournal.com
> Машина - это праздник при всеобщей серости жизни

"Машина - это праздник,
Всё летит в п..."

Почти цитата.

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 67 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 31st, 2026 12:17 am
Powered by Dreamwidth Studios